Мониторинг ОНФ показал, что большинство опрошенных врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов
77% опрошенных экспертами Народного фронта врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений. Таковы результаты мониторинга, проведенного ОНФ в октябре 2017 года среди более трех тысяч медиков из 84 субъектов РФ.
Среди основных проблем в организации непрерывного медицинского образования
респонденты назвали нехватку времени на участие в конференциях (82%) и
финансирования (64%), а также загруженность на работе, которая не позволяет
заниматься повышением профессиональной квалификации.
В качестве основных препятствий при подготовке квалифицированных кадров
медики отметили большой объем бумажной волокиты у ординаторов – 72%, отсутствие
доступа к практике – 70%, нехватку времени у преподавателей – 62 %,
несбалансированность количества ординаторов – 31%. Кроме этого, по мнению
респондентов, это также отсутствие мотивации у преподавателей и студентов,
сильная загруженность преподавателей, плохая материально-техническая
оснащенность образовательных учреждений, а также коррупционная составляющая.
Улучшить качество подготовки специалистов, как считают сами врачи, поможет,
например, вовлечение учащихся в практическую деятельность (76%), ориентация
самих специалистов на необходимые знания и умения – 56%, улучшение
материально-технической базы вузов – 47% и повышение квалификации преподавателей
– 35%.
Опрос также показал, что для многих медработников острой темой остается
отмена интернатуры. 60 % опрошенных считают, что заменить ее вполне может
введение должности врача-стажёра, 53% респондентов отмечают необходимость
изменения программы обучения на 5-6 курсах с фокусом на практические
компетенции.
Большинство опрошенных (83%) считают, что для решения проблем системы
непрерывного медицинского образования (НМО) необходимо выделить время на
обучение с отрывом от производства, 76% считают необходимым обеспечить
финансирование участия медработников в НМО, 58% - обеспечить доступ к
электронным материалам для самостоятельного обучения, 30% – усилить контроль
качества учебных мероприятий и материалов. При этом, больше половины опрошенных
(51%) сказали, что участвуют в системе непрерывного медицинского образования и
только 4% признались, что даже не слышали об этом.
«Проведенный опрос продемонстрировал интерес и неравнодушие медицинского
сообщества к проблемам профильного образования, - прокомментировал эксперт ОНФ,
секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов
координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования
Минздрава России Залим Балкизов. - Неудовлетворенность качеством подготовки
выпускников вполне ожидаема, решить эту проблему очень непросто. Но уже сделаны
первые шаги – независимо оценивать компетенции медицинских специалистов можно в
рамках первичной и первичной специализированной аккредитации. Впервые
медицинские специалисты получили возможность не просто указывать на проблемы, но
и участвовать в оценке и допуске выпускников к работе по специальности. Уже в
первые два года реализации первичной аккредитации мы видим серьёзные изменения в
учебных программах и подходах к освоению практических умений в медицинских
вузах».
Он отметил, что от врачей прозвучало много предложений по тому, как сделать
систему НМО эффективной. Среди вариантов: обязать главврачей отпускать
медработников на обучение, снизить нагрузку, увеличить количество дистанционных
обучающих циклов, разработать специальное мобильное приложение, провести
инструктаж по разъяснению работы в системе НМО, улучшить качество публикуемых
материалов, организовывать обучающие циклы на месте работы и обеспечить доступ к
интернету на всех рабочих местах и многое другое.
Сегодня ОНФ проведет круглый стол, на котором эксперты обсудят проблемы
медицинского образования и выработают предложения по их решению. Мероприятие
пройдет на ВДНХ в рамках конгресса Национальной медицинской палаты совместно с
Минздравом РФ.
Напомним, с января 2016 г. начала реализовываться система непрерывного
медицинского и фармацевтического образования. Для того чтобы все участники
системы здравоохранения могли комфортно перейти к новой системе, вводится
переходный период с 2016 г. по 2021 г. В основе подхода к непрерывному
медицинскому и фармацевтическому образованию лежит система образовательной
активности специалиста в течение 5 лет в виде накопления образовательных
кредитов/баллов. В отличие от традиционного повышения квалификации в течение 144
часов в образовательной организации система непрерывного медицинского и
фармацевтического образования учитывает стажировки, участие в конференциях,
семинарах, а также электронное обучение с применением модулей.