Представители органов власти, крупного бизнеса и общественных организаций обсудили способы формирования правильного пищевого поведения детей на конференции в Сколково
19 ноября состоялась онлайн-конференция Центра развития потребительского рынка Московской школы управления СКОЛКОВО «Мы то – что мы едим, или как и зачем должны формироваться правильные пищевые привычки у подрастающего поколения».
На площадке собрались ведущие эксперты потребительского рынка для обсуждения
условий, а также необходимых инициатив, которые помогут формировать и
популяризировать полезные пищевые привычки у детей в России.
В дискуссии приняли участие заместитель руководителя Центра Гигиенического
Образования Населения Роспотребнадзора, информационный куратор федерального
проекта «Укрепление общественного здоровья» Екатерина Головкова; сопредседатель
Рабочей группы по регуляторной гильотине в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия, член Совета директоров СУПР Наталья Иванова; генеральный директор
компании Danone в России Чарли Каппетти; генеральный директор Bonduelle в
Евразии Екатерина Елисеева; президент АНО «Институт отраслевого питания», член
рабочей группы по направлению «Организация питания школьников» при комиссии
Государственного Совета РФ по направлению «Образование» Владимир Чернигов;
телеведущая, актриса театра и кино Алиса Гребенщикова; руководитель Ассоциации
шеф-поваров и нутрициологов в сфере функционального питания Анастасия Медведева;
директор НИИ детского питания — филиала ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»
Сергей Симоненко; директор ИнтернетУрок по учебно-методической части и
производству Юрий Гребенюк. Модерировала мероприятие Елена Чо – руководитель
направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка.
Привычка питаться несбалансированно, формирующаяся с детства, – почва для
развития большинства алиментарных заболеваний. По представленным на конференции
данным анализа состояния здоровья детей НИИ детского питания (филиала ФГБУН «ФИЦ
питания и биотехнологии») уже перед поступлением в школу фиксируется до 35 %
отклонений в состоянии здоровья детей, а по ее окончании показатель достигает
более 70%. На прогрессирующую динамику влияет несбалансированный рацион, в
частности - недостаточное потребление молочных продуктов - 36-38%, мяса и птицы
- 18%, рыбы - 74%, овощей и фруктов - 29-35%, и при этом избыточное потребление
жиров, солей и сахара. В связи с этим формирование культуры питания и выработка
привычек здорового рациона у ребенка является одной из важнейших задач, стоящих
перед современным обществом.
«Выбор темы связан с текущими реалиями - пандемия COVID-19, демографический
кризис, снижение покупательной способности населения, массовый переход в
онлайн-форматы. И, как в любую эпоху перемен, сегодня высока потребность в
согласованности действий государства, бизнеса и тех, от кого зависят пищевые
предпочтения и выборы нашего подрастающего поколения», - отмечает Елена Чо,
руководитель направления ЗОЖ Центра развития потребительского рынка СКОЛКОВО.
Влияние пандемии на изменение потребительского поведения отметила член Совета
директоров СУПР Наталья Иванова: «По данным опросов Росстата за 2020 год число
антизожников в России сократилось на треть с 50,1 % в 2019 году до 33,5 % в 2020
году. А процент потребителей, выразивших желание внимательнее относится к своему
рациону, возрос до 66%».
На сегодняшний день в России государство использует различные инструменты,
целью использования которых является улучшение сложившейся в обществе ситуации.
При поддержке Правительства реализуется национальный проект «Демография», внутри
которого существует ряд федеральных проектов. В частности, федеральный проект
«Укрепление общественного здоровья» поддерживается Роспотребнадзором и включает
в себя ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию правильного
питания и здорового образа жизни и, как следствие, повышение качества жизни и
укрепление здоровья граждан.
«Вся работа Роспотребнадзора выстроена вокруг одной ценности – заботы о
благополучии человека, его здоровье и жизни. Одной из своих задач мы видим в
том, чтобы каждый гражданин мог получить объективную информацию о качестве и
безопасности продуктов питания и своих правах потребителя. Для этих целей мы
разработали информационные ресурсы и специальные образовательные программы,
позволяющие населению, приходя в магазин, ориентироваться в представленных
продуктах питания, их маркировке и определять недоброкачественную продукцию», -
отмечает Екатерина Головкова, заместитель руководителя ФБУЗ «Центр
гигиенического образования населения».
Сегодня совместными усилиями уже достигнуты значительные результаты: уточнено
и законодательно закреплено определение качества пищевой продукции, разработаны
новые санитарные правила и нормы (СанПиН), а также санитарно-эпидемиологические
правила, направленные на обеспечение здорового, безопасного и физиологически
полноценного питания детей. Новые нормы предусматривают уменьшение использования
сахара и соли при организации питания детей, сокращение доли кондитерских
изделий, а также обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных
витаминами и минеральными веществами. Ведутся работы по созданию системы
мониторинга за состоянием и качеством питания населения. Проводится оценка
фактического питания людей и доступности для них отечественных пищевых
продуктов, способствующих устранению дефицита миро-и макронутриентов. Важно
продолжать совместную со всеми участниками рынка, системную работу по реализации
целей, поставленных Президентом РФ в рамках Национального проекта «Демография».
К решению этой задачи необходимо привлекать все заинтересованные стороны, не
только государственный сектор, но социально-ориентированный бизнес.
Компания Danone, один из крупнейших производителей продуктов питания и воды,
видит свою миссию в том, чтобы нести здоровье через продукты питания как можно
большему количеству людей. Компания не только производит высококачественные
продукты, созданные с соблюдением строгих экологических стандартов, но и
реализует ряд образовательных инициатив, направленных на популяризацию
правильного питания и здорового образа жизни среди потребителей.
Умение сделать осознанный выбор в пользу сбалансированного рациона важно
развивать начиная с детского возраста. Ведь правильное пищевое поведение влияет
не только на здоровье конкретного ребенка, оно влияет на качество и уровень
жизни, развитие всего общества. Совместно с Фондом Луи Бондюэля Danone реализует
всероссийский образовательный проект «Здоровое питание от А до Я», который
нацелен на развитие культуры здорового и сбалансированного питания.
«Проекту уже 10 лет, и за это время мы научили основам правильного питания
десятки тысяч детей и родителей. И мы постоянно его совершенствуем, отвечая на
глобальные изменения в обществе. Например, в связи с ростом тенденции на
дистанционное обучение, мы начали партнерство с одной из крупнейших
общеобразовательных онлайн-платформ в России и СНГ – InternetUrok и создали
онлайн-курс по основам здорового и сбалансированного питания для младших
школьников. Скоро начнется программа для учеников средней школы. Основное
преимущество курсов – они интегрированы в общеобразовательную программу школы.
Уроки биологии и окружающей среды становятся более прикладными, и теперь любой
ученик, обучающийся через InternetUrok, обязательно будет ознакомлен с основами
здорового питания и поделится этими знаниями со своими семьями», – отмечает
Чарли Каппетти, генеральный директор компании Danone в России, старший
вице-президент подразделения свежих молочных продуктов и продуктов на
растительной основе в странах СНГ, Турция и Иран.
«Мы присоединились к проекту Здоровое питание от А до Я в 2017 году, чтобы
поделиться своей экспертизой о пользе растительного питания для детей и
взрослых. Мы считаем, что растительное питание, это правильное решение и для
людей, и для планеты, поэтому мы помогаем распространять знания о влиянии
продуктов питания на здоровье людей, менять пищевое поведение и формировать
полезные привычки в питании. Сейчас родители и школьники - участники нашего
проекта уже питаются по-новому, включая в свой рацион больше овощей, зелени и
фруктов. Мы продолжим и дальше поддерживать проекты по трансформации пищевого
поведения для более здорового будущего следующих поколений», – добавила
Екатерина Елисеева, генеральный директор Bonduelle в Евразии.
Запись конференции доступна по ссылке: https://www.skolkovo.ru/events/19112021-my-to-chto-my-edim/