Главная    Реклама  

  MedLinks.ru - Вся медицина в Интернет

Логин    Пароль   
Поиск   
  
     
 

Основные разделы

· Разделы медицины
· Библиотека
· Книги и руководства
· Рефераты
· Доски объявлений
· Психологические тесты
· Мнение МедРунета
· Биржа труда
· Почтовые рассылки
· Популярное

· Медицинские сайты
· Зарубежная медицина
· Реестр специалистов
· Медучреждения

· Новости медицины
· Новости сервера
· Пресс-релизы
· Медицинские события

· Быстрый поиск
· Расширенный поиск

· Вопросы доктору
· Гостевая книга
· Чат

· Рекламные услуги
· Публикации
· Экспорт информации
· Для медицинских сайтов


Объявления
 

Статистика


 Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства"

 5.3. Региональные аспекты политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка

Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Здравоохранение Дальнего Востока России в условиях рыночных реформ / 5.3. Региональные аспекты политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка
Оставить комментарий получить код Версия для печати Отправить ссылку другу Оценить материал
Коды ссылок на публикацию

Постоянная ссылка:


BB код для форумов:


HTML код:

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.

Cлов в этом тексте - 7450; прочтений - 2632
Размер шрифта: 12px | 16px | 20px

5.3. Региональные аспекты политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка

Демографическая проблема Дальнего Востока России была названа самой острой проблемой современного общества, а демографическая ситуация – «критической», что потребовало ответных шагов по трем направлениям: повышение рождаемости, снижение смертности, эффективная миграционная политика.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 5 декабря 2006 г . № 207-ФЗ с 1 января 2007 г. увеличены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года, введены дифференцированные размеры пособия по уходу за первым и вторым ребенком, распространены права на пособие на неработающих женщин. Кроме того, введена частичная компенсация родительской платы за посещение ребенком дошкольного учреждения.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 № 234-ФЗ увеличен максимальный размер пособия по беременности и родам с 15 тыс. рублей до 16 125 рублей за полный календарный месяц. Фонд увеличил в 2007 г., а размер оплаты услуг, предусмотренных родовыми сертификатами – от 2 до 3 тыс. рублей для оплаты услуг женских консультаций, от 5 до 6 тыс. рублей для оплаты услуг роддомов и будет дополнительно оплачивать услуги в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 1 тыс. рублей за каждого ребенка. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г . № 256-ФЗ с 1 января 2007 г. введен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Такая крупномасштабная поддержка семьи с детьми, по мнению специалистов, стала отражением смены целевых ориентиров политики государства по отношению к семье. Этим Российское государство сегодня пытается принять на себя повышенные обязательства не только по правовому и финансовоэкономическому обеспечению предлагаемых мер политики, но и в отношении поставленных задач – повышения рождаемости со всеми возможными социальными последствиями. К сожалению, изменить демографическую ситуацию коренным образом в ДФО пока не удается, поскольку все вышеуказанные и будущие шаги Правительства РФ не учитывают истинных мотивов репродуктивного поведения семьи дальневосточников.

Еще в 1975 г. психологи М. Фишбейн и А. Айзен развили идею о многомерности установок, предложив теорию обоснованного действия (Fishbein M., Ajzen I., 1975): установка формирует поведенческое намерение, которое, в свою очередь, воплощается в действии. Если результат действия воспринимается как имеющий несколько характеристик, общая установка будет состоять из суммы отдельных эмоционально-оценочных реакций. Но установка − не произвольный набор оценок; для них характерна высокая согласованность.

Помимо установки на совершение действия влияет множество внешних факторов, ограничивающих или стимулирующих деятеля. А. Айзен и М. Фишбейн первыми встроили в модель ситуативные факторы, которые могут изменять воздействие установок на поведение. По мысли авторов подхода, важно оценить не столько реальный эффект этих факторов, сколько то, каким он представляется самому действующему; ведь в конечном счете человек принимает решение, опираясь именно на свои субъективные оценки ситуации. Первоначально в качестве такого опосредующего фактора было предложено учитывать ожидания «значимых других», а точнее, мнение респондента об ожиданиях представителей референтных групп.

Модель детерминант действия в теории планируемого действия по Айзену (Ajzen I., Fishbein M., 2005). Роль социально-психологических факторов в репродуктивных намерениях. Личные склонности и предпочтения; воздействия и ограничения среды и т.д. Установка. Норма. Контроль. Намерение Действие (рис. 50).

Исследователи выделяют два основных типа установок:

- обобщенные (общие) – относительно физических объектов, социальных групп, институтов, политических программ, событий и пр.;

- относительно определенного способа поведения.

Соответственно возможны два варианта расхождения фактического поведения и установок. С одной стороны − поведенческие установки, выражающие намерение действовать определенным образом, не реализуются на практике и с другой стороны − обобщенные установки отличаются от поведенческих. Тем не менее очевидно, что, например, спросив респондента о его намерениях завести ребенка, мы не можем быть полностью уверены ни в экзогенности его ответов, ни в том, что полученные оценки действительно выражают некие предрасположенности, существующие помимо нашего обследования, и, более того, что они являются причиной для формирования репродуктивного намерения.

Детерминанты действия репродуктивного поведения

Рис. 50. Детерминанты действия репродуктивного поведения

Происшедшие в последние годы в регионе социально-экономические трансформации носят в большей мере разрушительный, чем конструктивный характер, причем в самых разных направлениях жизнедеятельности общества. За эти годы были разрушены партийно-бюрократическая государственная и региональная структура, планово-регулируемая экономика и единое экономическое пространство. Большинство существующих семей дальневосточников не были готовы к столь радикальным переменам, поэтому процесс их адаптации к новым условиям проходит болезненно медленно и трудно. Но особенно сложно адаптировались к рыночным условиям молодые семьи, а также вероятные супруги.

Структура семьи дальневосточников – основной единицы поддержки и воспитания и детей, и взрослых быстро меняется. Начинают теряться широкие родственные связи и, следовательно, слабеют традиционные модели социальной поддержки семьи. Все больше женщин по экономическим мотивам занимаются наемным трудом, что позволяет в той или иной мере увеличить доходы семьи, но, в то же время, усиливает напряженность в семейных отношениях и взваливает на женщину дополнительную физическую и психологическую нагрузку.27 Формируется тенденция к более коротким периодам замужества и увеличению числа разводов, что в конечном итоге ведет к распаду семей дальневосточников.

Несмотря на резкое снижение рождаемости в 1990-х годах, уже давно перекрыт тот минимум детских дошкольных учреждений, который обеспечивал их доступность для семей из категории социального риска, а плата за содержание детей в современных детских образовательных учреждениях (ДОУ) растет в «опережающем» режиме. Значительная часть муниципальных ДОУ или продана частным фирмам или перепрофилирована. На этом фоне система общего образования снимает с себя воспитательные функции, что только усугубляет ситуацию деградации части подрастающего поколения дальневосточников.

Формирующиеся тенденции отрицательно сказываются на поведении молодых людей в виде ранних и свободных сексуальных отношениях, распространению потребления табака, алкоголя и других наркотиков. Часть детей в разрушенных и асоциальных семьях уходят из дома, пополняя «социальное дно» общества. Это серьезный вызов государству и его службам медикосанитарной и социальной помощи, поскольку уже сегодня оно не в состоянии финансировать их нормальное функционирование, а уж тем более рост уровня их финансирования.

По нашим оценкам уже к началу 2002 года в территориях ДФО менее четверти населения смогли адаптироваться к изменившимся условиям жизни и сформировали новые модели своего социально-экономического поведения, что и сегодня позволяет им успешно действовать в экономической сфере с опорой на собственные возможности и ресурсы.28 В то же время, примерно такая же часть населения весьма устойчиво превратилась в группу «аутсайдеров», которая не адаптирована и не сможет адаптироваться к рыночным условиям в силу индивидуальных особенностей личности (социальная пассивность, состояние здоровья, сформировавшийся менталитет и др.). В выше изложенном контексте население региона ранжировано по оси доходов следующим образом: богатые и очень богатые – менее 3 %; состоятельные (высокообеспеченные) − 7 %, среднееобеспеченные – 18 %; малообеспеченные − 25 %; бедные – более 45 %, в том числе «социальное дно» − 10 %.

Семьи дальневосточников, в состав которых входят дети, концентрируется в т.н. низко доходных группах населения. После 2000 г. у беднейших слоев населения среднедушевой денежный доход был в 3,4 раза ниже среднедушевого дохода в целом по региону и составил менее 50 % от величины прожиточного минимума. Следует отметить, что по мере роста числа детей в семье снижается уровень располагаемых ресурсов в среднем на одного члена семьи. Аналогичную закономерность имеют: валовой доход, денежный доход, стоимость в натуральном выражении дотаций и льгот. Таким образом, в ДФО в целом сформирована весьма неблагоприятная социально-экономическая ситуация для среднестатистической семьи, а существующие социальные дотации семье не покрывают реальных расходов на воспитание и обучение детей.

Можно с уверенностью сказать, что незнание и недооценка качественных изменений среднестатистической семьи в ДФО помешали региональным органам законодательной и исполнительной власти предвидеть многие негативные события и процессы, связанные с демографическим кризисом.

Политические и экономические процессы последних лет, связанные с реформированием здравоохранения в субъектах РФ ДФО, а тем более в муниципальных органах исполнительной власти носят более динамичный характер, чем на федеральном уровне. Органы исполнительной власти на местах вынуждены принимать организационно-управленческие решения, способствующие устойчивости функционирования системы охраны здоровья матери и ребенка, зачастую не всегда опирающиеся на федеральные нормативные акты. Они создают на уровне субъекта федерации нормативно-правовую основу реформы здравоохранения именно для этого субъекта федерации, принимая законы об охране здоровья населения в целом и его отдельных групп, в частности, об охране здоровья матери и ребенка. Эти действия не следует рассматривать как местный изоляционизм, поскольку это необходимая система мер по социальной защите подрастающего поколения. Кроме того, нужно иметь в виду, что происходящие в регионах процессы в значительной мере закономерны и совпадают с тенденциями, которые складывались в российской системе здравоохранения последние годы.

Примером этого является практика формирования регионального законодательства Республики Саха (Якутия), которая с 1990 годов формирует целую серию нормативно-правовых актов регионального уровня по семейной политике, охране здоровья детей и подростков, здоровом образе жизни и т.п. Отражением нормотворчества регионального уровня, политическая воля руководства исполнительной и законодательной власти республики, а так же целенаправленная политика по реформированию региональной системы здравоохранения дали определенные результаты в виде превышения уровня рождаемости над смертностью, положительный естественный прирост населения республики, а так же позитивные изменения показателей перинатальной и младенческой смертности.

Проблемы региональной политики охраны здоровья женщин и детей. В то же время процесс выработки региональной политики в сфере охраны здоровья семьи и ее членов сталкивается с двумя существенными проблемами (рис. 51).

Существенным обстоятельством является и то, что реформу службы ОЗМиР Дальнего Востока России сегодня приходится осуществлять в условиях, когда при значительном дефиците финансовых ресурсов требуется планировать сокращение объемов медицинской помощи в дорогостоящем стационарном секторе, ломая привычный для определенной части семей дальневосточников стереотип.

Проблемы региональной политики охраны здоровья женщин и детей

Рис. 51. Проблемы региональной политики охраны здоровья женщин и детей

Но параллельно с этими сокращениями необходимо решать проблемы социального плана на фоне значительного роста категорий семей, объективно нуждающихся в медико-социальной поддержке. В частности, к ним относится семьи, где превалирует т. н. «неработающее население», это, в первую очередь, безработные, домохозяйки, дети и подростки. В реальной ситуации последнего десятилетия отечественные медицинские учреждения, в том числе и учреждения службы ОЗМиР недополучают финансовых ресурсов в объеме 30-40 % от минимального расчетного уровня, на что указал Президент РФ В.В. Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию РФ.

Реалии сегодняшнего дня и формирующиеся рыночные отношения требуют от органов власти научно обоснованной региональной политики в социальной сфере. Особенно это важно в организации медико-социальной помощи беременным женщинам, детям и подросткам, которая была бы адекватной характеру проводимых в России политических, социальных и экономических реформ, внедрения экономических принципов управления, направленных на достижение максимально возможных результатов деятельности при минимизации затрат. Сегодня же беременные женщины, дети и подростки дальневосточников находятся в роли «пациента», которому врач правильно и во время поставил диагноз, назначил лечение на уровне современных стандартов, предупредил о возможности возникновения осложнений от лечения, но не поинтересовался, имеются ли у него средства для приобретения назначенных лекарств.

В настоящее время, на фоне перехода России от унитарной к федеративной модели государственного устройства, очень важным является «распределение ролей», т. е. предметов ведения в социальной сфере между всеми уровнями власти, установления зоны самостоятельных и ответственных действий подкрепленных правами и обязательно, самое главное – соответствующими ресурсами в соответствии с принятым 6 октября 2003 года Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Без реального ресурсного обеспечения, безусловного выполнения количественных и качественных параметров социальных обязательств (минимальных социальных стандартов) добиться хороших результатов в медицине очень трудно, особенно на муниципальном уровне. В рамках программы исполнения этого законодательного акта существует достаточно неясностей терминологического и понятийного плана, что постоянно вызывает формирование предложений по пролонгации сроков исполнения на 3-5 лет, некоторых его статей, в частности ст. 16 и 54.

О финансировании и информации. Сегодня существует колоссальный разрыв между огромными потребностями ДФО в качестве ресурсов здоровья населения и неспособностью социальных институтов трансформировать и привлекать полученные доходы в виде эффективных инвестиций в здоровье подрастающего поколения дальневосточников – будущие интеллектуальные и трудовые ресурсы региона.

В решении этой по-новому поставленной проблемы можно выделить четыре направления капитализации ресурсов здоровья.

I. Государственные инвестиции, увеличение которых ведет за собой повышение налоговой нагрузки.

II. Корпоративные инвестиции крупных компаний, получающих сверхдоходы от экспорта сырья региона.

III. Частные инвестиции юридических лиц, мобилизуемые и распределяемые через банковский сектор.

IV. Самоинвестиции населения в виде времени на физическую культуру и средств, затрачиваемых на лечебно-профилактические услуги, адекватное питание, экологию жилища, информацию о качестве ресурсов здоровья и др.

Денежная оценка ресурсов здоровья — это произведение натуральной оценки (kvit), прожиточного минимума/уровня (руб/$) и дисконтирующего коэффициента, учитывающего удорожание ресурсов здоровья и удешевление денежной единицы. Тестирование (оценка) потенциала здоровья – процесс определения полезности результатов деятельности по поддержанию и развитию здоровья. Апробация этого инструментария была выполнена в 2003 году кандидатом экономических наук В.И. Кашиным на примере Хабаровского края.

При сохранении в регионе сформировавшейся продолжительности жизни (мужчины – 59 лет, женщины – 72 года) и «нездоровой» ориентации экономики была выполнена прогнозная оценка потерь ресурсов здоровья Хабаровского края к 2010 году. Если по прогнозу население региона к 2010 году уменьшится на 7,7 %, то ресурсы здоровья снизятся более чем на треть (36,1 %). Такое существенное уменьшение ресурсов здоровья обусловлено низким качеством здоровья трудоспособного населения (снижение на 33 %) и, особенно детского населения (снижение на 44 %).

К сожалению, прогнозы на 2010 г. В.И. Кашина оправдываются, а еще более пессимистичные прогнозы на 2011–2020 гг., уже не вызывают недоверия, как 10 лет назад, поскольку продолжительность жизни как мужчин, так и женщин за последнее десятилетие не увеличилась в значительной мере, а процессы роста заболеваемости и инвалидности у детей и молодежи весьма стабильны, как и значительное снижение числа последних в структуре населения региона.

Казалось бы, что при таких пессимистичных прогнозах система охраны здоровья женщин и детей должна работать все более эффективно, устраняя структурные диспропорции, накопленные в предыдущие годы, считая каждый рубль под лозунгом: «Достижение максимальных результатов при минимальных затратах». Однако сегодняшняя действительность демонстрирует иное. Это, прежде всего, сохраняющиеся структурные диспропорции службы ОЗМиР, сформированные в прошедшие десятилетия в виде развертывания значительного коечного фонда, необоснованные длительные сроки стационарного лечения женщин и детей, чрезмерная специализация медицинской помощи даже там, где требуется только врач общей практики и т. п.31 В качестве примера можно привести огромный уровень инвестиций (несколько десятков миллионов долларов США) в строительство, оснащение современными технологическим оборудованием, подготовку кадров в передовых зарубежных и отечественных клиниках в течение последних 10-ти лет в Хабаровский краевой перинатальный центр. На текущее его содержание ежегодно расходуется около 15 % ресурсов всей службы ОЗМиР региона. Однако на показателях состояния здоровья женщин и детей региона это не отразилось. Так, по итогам 2008 года уровень материнской смертности в Хабаровском крае в два с лишним раза превышал среднероссийские показатели, тенденции роста уровня заболеваемости новорожденных и детей раннего возраста сохраняются, продолжается рост инвалидизации детей. Следует отметить, что и перинатальная патология как причина формирования патологических состояний, приводящих к инвалидности детей, занимает далеко не последнее место в Хабаровском крае.

О приоритетах управления. Сегодня после реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных программ модернизации в здравоохранении ДФО (2011–2012 гг.) по обеспечению доступности медицинских услуг для беременных женщин и широких слоев детского населения сделано много, но предстоит сделать еще больше. Прежде всего, необходимо перейти от разговоров, теоретических споров, проведения многочисленных совещаний и научных конференций по вопросу организации первичной медикосанитарной помощи женщинам и детям, особенно в отдаленных северных и сельских районах региона к реальной организации сети учреждений, где главным действующим лицом будет врач общей (семейной) практики, к реальным шагам. К сожалению, в регионе продолжаются процессы формирования «кадрового голода», особенно в ЛПУ отдаленных северных и сельских районов, складывается впечатление, что процессом управления подготовки кадров для службы ОЗМиР никто не занимается. На «кадровый голод» ЛПУ накладывается тяжелое, иногда бедственное положение молодой семьи, воспитывающей детей, что сопровождается значительным снижением качества жизни в этих семьях, высоким показателем абортов и патологически протекающей беременности.

С этой точки зрения в 2013–2025 гг. придется формировать стабильный уровень роста инвестиций в социальную поддержку молодой семьи и подрастающее поколение, если руководители государства планируют экономическое развитие региона на основе использования отечественных трудовых ресурсов и связывают будущее Дальнего Востока с Россией. В противном случае, остается только надеяться на ввоз трудовых ресурсов из-за рубежа, что ставит под сомнение развитие производств на основе высоких технологий, поскольку ввозимые трудовые ресурсы (Китай, Северная Корея, Вьетнам и др.) реально можно использовать в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, лесоразработках, рыбодобывающей и рыбообрабатывающей отраслях и т. п. Что же относительно будущего инновационного развития региона и сохранения его в составе России, то перспективы этого будущего весьма туманны…

Таким образом, неоспоримым приоритетом в деятельности как медицинских работников, так и российского общества в целом, сегодня должны стать скорейшие и радикальные улучшения социального уровня дальневосточной семьи, а также приумножение состояния физического, психического и социального здоровья молодежи, детей и подростков Дальнего Востока России. Эти процессы должны сопровождаться значительными, опережающими инвестициями в жилищное строительство, образование и здравоохранение, и в целом в человеческий капитал региона.

Кроме того, качественная и доступная информация для общества о результатах медицинского обслуживания детей, наряду с последовательным и разумным поведением потребителей услуг являются неотъемлемыми элементами эффективного рынка, но только этого недостаточно для существенного повышения доступности, качества и безопасности медицинской помощи женщинам и детям. Для повышения эффективности и действенности рынка при производстве медицинских услуг подрастающему поколению – будущим трудовым ресурсам региона, необходимо также иметь стремление структурных элементов службы ОЗМиР к повышению этих показателей.

Конечно, если рынок производства медицинских услуг женщинам и детям уже заполнен и ответственные производители работают в оптимальной системе, информация и последовательная политика потребителей (семья, родители) могут дать многое. Если же производитель не способен к движению вперед, тогда имеющаяся информация о доступности и качестве медицинских услуг для потребителей может стимулировать только рост маркетинга, но не улучшение показателей здоровья. В реальной ситуации дальневосточники концентрируют свое внимание только на информации о доступности и качестве услуг, отвергая необходимость реформирования ЛПУ службы ОЗМиР.

Многие специалисты по управлению здравоохранением в России считают, что акцент на высокий уровень информирования населения о недостатках системы оказания медицинской помощи женщинам и детям, экспертные оценки и рациональное потребление ресурсов в ЛПУ, несмотря на существенный сдвиг в сторону формирования стратегии повышения качества и эффективности, не дает ожидаемого эффекта. Поскольку в дополнение к этому пути необходима реализация энергичной программы по управлению качеством и эффективностью производства услуг в ЛПУ службы ОЗМиР. Для реализации процесса управления ЛПУ необходимы кадры специалистов-менеджеров с подготовкой разностороннего плана как в вопросах медицины, так и в вопросах экономики, менеджмента, права, маркетинга и др., а таких специалистов, особенно в региональной службе охраны здоровья женщин и детей просто нет.

ЛПУ службы ОЗМиР, в которых оказывается медицинская помощь женщинам и детям, должны возглавить профессионалы. Такой руководитель должен ясно представлять, что современные медицинские технологии являются сложной системой, предполагающей взаимодействие врачей, медсестер и другого медицинского персонала, а также сложных приборов, оборудования и правил проведения процедур. Правильно организовать взаимодействие этих элементов и процессов наиболее трудная, но вместе с тем и главная задача в системе организации медицинской помощи женщинам и детям. Стремление производителей к обеспечению высокого качества медицинских услуг можно ожидать только в условиях, когда методы стимулирования производства услуг высокого уровня доступности, качества и безопасности будут сосуществовать с оптимальными механизмами регулирования тарифов, а не на стимулировании «экономии» на здоровье подрастающего поколения.

Направления стратегии. Решения в области социальных проблем охраны здоровья женщин и детей региона должны приниматься с участием общественности. Необходимо открыть сообществу дальневосточников информацию «для служебного пользования» о качестве, доступности и безопасности медицинской помощи женщинам и детям, об уровне госпитальной летальности в учреждениях детства и родовспоможения, об уровне смертности детей на дому, случаях профессиональных преступлений медицинских работников, о реальной заработной плате руководителей ЛПУ службы ОЗМиР и ее соотношения с уровнем оплаты труда врачей и медицинских сестер и др. Сегодня необходим системный анализ эффективности использования инвестиций в модернизацию ЛПУ службы ОЗМиР 2011–2012 гг. и соответствующие управленческие решения.

В этой связи, региональная стратегия охраны здоровья женщин и детей, по нашему мнению, должна строиться на нескольких основных направлениях.

В частности – это охрана здоровья матери и новорожденного, обеспечение сбалансированного полноценного питания, эффективная борьба с инфекционными болезнями, травмами и насилием, снижение отрицательного влияния факторов окружающей среды, формирование сбалансированной политики охраны здоровья, а также сохранение и приумножение параметров физического, психосоциального и психического развития подрастающего поколения (рис. 52).

Межсекторальная координация стратегии. Проблема здоровья женщин и детей носит многосторонний характер и нередко определяется факторами, выходящими за рамки отрасли здравоохранения. Хотя сектор здравоохранения играет главную роль как в непосредственном предоставлении помощи, так и в координации межсекторальной деятельности, успех не может быть достигнут только усилиями медицинских работников. К сожалению, привести примеры действий других секторов, которые могут и должны оказывать благоприятное воздействие на здоровье матери и ребенка в условиях экономического кризиса, задача весьма сложная.

В то же время имеется достаточно много сообщений в средствах массовой информации и различных официальных отчетах «о проделанной работе», однако результаты в виде атрибутов здоровья беременных женщин, детей и подростков печальны – показатели здоровья продолжают ухудшаться. Конечно, сегодня все понимают, что при восстановлении межсекторальной координации эффективность деятельности управляющих структур по охране здоровья будет значительно выше.

Здоровье и развитие ребенка неразрывно связаны со здоровьем матери, состоянием ее питания и медицинской помощью, которую она получает. Дородовая помощь, а также помощь при родах и в течение первой недели жизни играют решающую роль для развития ребенка – от периода младенчества до наступления зрелости.

Дефицит питания приводит к нарушениям здоровья. Последствия несбалансированного питания наблюдаются преимущественно среди детей грудного и младшего возраста в наименее обеспеченных регионах страны, и основным проявлением его является задержка роста или постоянное отставание в росте по сравнению со сверстниками.

Острые респираторные и кишечные инфекции, туберкулез являются в большинстве случаев предупреждаемыми и излечимыми причинами смертности в детском возрасте. Тем не менее, они продолжают являться важными факторами здоровья детей. Вакцинопрофилактика является важным фактором эффективного контроля распространения инфекций.

Травмы и насилие нередко возникают в результате взаимодействия целого ряда факторов, в особенности среди уязвимых групп населения, и представляют собой серьезную проблему в области охраны здоровья детей и подростков во всех регионах России. Травматизм у детей связан с риском последствий физического характера, а также психосоциальной травмы.

Дети нередко особо уязвимы и предрасположены к воздействию таких факторов, как отсутствие адекватного снабжения чистой питьевой водой и соблюдением санитарно-гигиенических условий, загрязнение воздуха внутри и вне помещений, а также целого ряда других химических и физических факторов (дефицит йода, фтора, селена и др.).

Подростковый возраст – это критический этап развития личности. На этом этапе развития вырабатывается стиль жизни, который может оказывать влияние на состояние здоровья. Подростки все еще нередко считаются проблемной группой населения. Их следует рассматривать с точки зрения их возможностей способствовать решению проблем и улучшению собственного здоровья.

Внимание к проблемам здоровья традиционно фокусируется на проблемах физического здоровья, несмотря на ясные признаки того, что число случаев нарушения здоровья психосоциального и психического характера возрастает. Проблемы психического здоровья в подростковом возрасте связаны с проявлениями агрессии, и насилием. Самоубийства ежегодно уносят многие тысячи жизней и нередко связаны с депрессией.

Основные направления стратегии охраны здоровья матери и ребенка в ДФО

Рис. 52. Основные направления стратегии охраны здоровья матери и ребенка в ДФО

В чем же заключается межсекторальная координация? В реальной жизни имеется четко очерченные секторы, которые в силу своего статуса и положения, действуя от имени государства или общества, обязаны осуществлять свой вклад в здоровье подрастающего поколения (табл. 46). Как правило, потребность в сотрудничестве и взаимодействии выходит за рамки структурированных секторов.

 

Таблица 46. Межсекторальное взаимодействие в рамках охраны здоровья подрастающего поколения

Сектор

Возможный вклад

Экономика и финансы

финансовая политика – налогообложение и субсидии перераспределение государственных ресурсов

Образование (школы)

разработка учебных программ

школьная среда

предоставление услуг вне школьной программы, ориентированных на детей и подростков предоставление питания в школе

Добровольные

организации

физическая активность

спорт

проведение досуга целенаправленного характера

Средства массовой информации

повышение уровня информированности

участие общественности в анализе информации рекомендации и информация

подотчетность лиц, принимающих решения

Социальное обеспечение

психосоциальная поддержка адресные пособия жилищные нормы

бытовая безопасность

Закон и правосудие

защита матери и ребенка

обеспечение безопасной среды обитания поддержка семьи

Окружающая среда

нормы и стандарты в отношении антропогенной среды

городское планирование

нормы водоснабжения и санитарии экологический мониторинг

Сельское хозяйство и

Пищевая промышленность

первичное производство

пищевые стандарты и состав продуктов питания промышленность

обогащение пищевых продуктов и добавки маркетинг

политика ценообразования обучение потребителей

Транспорт

дорожное строительство характеристики транспортных средств нормы безопасности

Например, за последнее десятилетие произошло стремительное развитие сектора телекоммуникации и информатики. Молодые люди в настоящее время

не только подвергаются воздействию большого объема информации и зрительных образов, но и нередко являются объектом целенаправленного воздействия. Средства массовой информации могут действовать как во благо, так и во вред; к сожалению, нередко имеет место последнее.

В реальной ситуации практически по всем, за редким исключением (канал «Культура») отечественным телевизионным каналам в течение длительного времени насаждается идеология насилия, обмана, свободы сексуальных отношений, неизбежности войн, неверие в позитивное развитие России и т. п. Честный труд на благо общества, семейные ценности, национальная идея, уважение к истории российского государства, почтение к старшему поколению – эти и подобные темы почти исчезли с экранов отечественных телеканалов.

А ведь средства массовой коммуникации оказывают значительное отрицательное воздействие на ценности, установки и убеждения подрастающего поколения, в частности на стремление к здоровому образу жизни. В реальной ситуации отечественные и региональные средства массовой информации редко отражают общественное мнение, а также общественный настрой, побуждающий к позитивным изменениям. Несмотря на это, отдельные медицинские работники и сектор здравоохранения в целом обязаны активно противодействовать отрицательному влиянию средств массовой информации на детей и подростков.

К сожалению, медицинские работники и отечественная медицина многие годы вынуждены тратить огромные усилия на восстановление межсекторального сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими секторами, доказывая очевидные вещи – без здоровых детей и молодежи нет будущего у Российского государства, а уж тем более у таких отдаленных провинций, как Дальний Восток.

Пространственное неравенство регионов России велико. Опыт стран ЕС показывает, что добиться выравнивания с помощью стимулирования экономического развития отстающих регионов не получается. Бизнес все равно выбирает территории с конкурентными преимуществами – эффектом масштаба (агломерации), меньшим экономическим расстоянием (выгодное местоположение), лучшими институтами, снижающими барьеры развития, более высоким уровнем человеческого капитала.

Региональная политика любой страны должна включать два вектора – выравнивающий и стимулирующий развитие. В России почти весь период вхождения в рынок доминировал первый, поскольку на стимулирующую политику просто не хватало ресурсов и политической воли. Сейчас на первый план выходит именно стимулирование развития. И в этом отношении улучшение инвестиционного климата на Дальнем Востоке России будет носить именно стимулирующий характер.

При определении региональной политики необходимо трезвое понимание «коридора возможностей». Депопуляция, стягивание населения в обжитые регионы и крупнейшие агломерации, нехватка человеческих и финансовых ресурсов для экстенсивного, освоенческого типа пространственного развития заставляют жестко фокусировать приоритеты. По нашему мнению приоритетом стимулирующего периода должна стать политика по укреплению семьи, и беспрецедентный рост государственных инвестиций в человеческий капитал, в частности в охрану здоровья женщин и детей.

Решающее значение для реализации способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных возможностей детей из бедных семей. Объединение усилий государственной и региональной власти, бизнеса станут решающим фактором формирования собственных трудовых ресурсов Дальнего Востока России.




[ Оглавление книги | Главная страница раздела ]

 Поиск по медицинской библиотеке

Поиск
  

Искать в: Публикациях Комментариях Книгах и руководствах


Реклама

Мнение МедРунета
Как вы относитесь к обязательной вакцинации населения от коронавируса?

Поддерживаю для всех групп граждан
Поддерживаю, но только граждан из групп риска
Не поддерживаю, вакцинация должна быть добровольной
Затрудняюсь ответить



Результаты | Все опросы

Рассылки Medlinks.ru

Новости сервера
Мнение МедРунета


Социальные сети


Правила использования и правовая информация | Рекламные услуги | Ваша страница | Обратная связь |

.

.


MedLinks.Ru - Медицина в Рунете версия 4.7.19. © Медицинский сайт MedLinks.ru 2000-2024. Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта, включая фотографии и тексты, активная ссылка на www.medlinks.ru обязательна.