Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций.
Cтоматологический тренажер для лечения корневых каналов зубов
Сарамкова Екатерина Александровна
Врач-стоматолог общей практики/хирург/ортопед
Основная идея создания тренажера - это реалистичность препарирования. Работа на
тренажере совместно с апекслокатором и эндоинструментом. Возможность интеграции
тренажера совместно с персональным компьютером для дистанционного наблюдения за
процессом прохождения каналов зубов, используя апекслокатор, эндомотор,
натуральный зуб.
Работа с данным тренажером обеспечивает использование высокотехнологичных
способов обработки корневых каналов и их пломбирования. Кроме того, отработка
навыков препарирования на различной группе зубов с последующим восстановлением
анатомической структуры. Возможность отработки различных клинических случаев
как на естественных, так и на искусственных зубах, а также монтирования
челюстей в фантом человеческой головы, что придает реалистичности работы врача
с пациентом.
Благодаря тренажеру созданы условия для отработки новых методик и техник
работы с корневыми каналами зубов, и стоматологические компании могут
использовать его для тестирования и демонстрации стоматологических материалов и
оборудования для лечения корневых каналов зубов.
Эффективность исследования корневых каналов повысится на 70 %, так как к
тренажеру будет подключено сопрягающее устройство, которое будет разработано на
отечественной элементной базе, что позволит отображать клинические испытания,
проводимые на тренажере, дистанционно на экран электронного прибора или
компьютера. В будущем, разработка программного обеспечения для электронного
прибора, которая будет необходима для передачи данных от апекса корня зуба к ПК,
позволит упростить работу с корневыми каналами, уменьшить количество отлома
инструмента для эндодонтической обработки зубов на 30% и позволит улучшить
усвоение программы обучения среди студентов. В группе из 10 студентов повысится
эффективность работы с практической базой на 30 %, соответственно, 3 из 10
человек в группе повысит свой коэффициент трудоспособности.
За основу создания тренажера был взят один из основных способов определения
рабочей длины, а именно, электрометрический метод, принцип работы которого
основан на выработке периодонтом электрического потенциала, отличного от
дентина, что позволяет автоматически определять рабочую длину корневого канала.
Реализация первой части подразумевалась в проектировании и производстве
макета человеческой челюсти ( нижней, верхней) в едином комплексе с
возможностью использования естественных и искусственных зубов для
препарирования.
При этом преследовалась цель: сделать возможным процесс препарирования на
стоматологическом тренажере близким к клиническим условиям. Кроме того,
возможность использования в ходе работы с тренажером апекслокатора.
Разработку идеи с возможностью использования эндомотора совокупно с апекслокатором, при этом интегрируя апекс локатор , либо эндомотор с
персональным компьютером, в последующем визуализируя процесс.
Для этих целей были смоделированы обе челюсти из пластмассы, электроды из
электротехнической меди. В процессе производства в обе челюсти были вмонтированы
электроды в переднюю и две задних лунки зубов, которые имеют общий электрод
снаружи у каждой из челюстей.
Для реалистичности и сходства в челюсти, где нет электродов, были
закреплены искусственные зубы. Где есть электроды, зубы закреплены с помощью
расплавленного парафина, герметизируя лунку зуба.
Перед тем, как использовать тренажер, в лунку зуба помещается фрагмент
губки и наполняется небольшим количеством физ.раствора ( альтернатива-это
токопроводящая паста). Затем зуб вставляется и герметизируется парафином.
Апекс локатор подключается одним проводом к наружному электроду соответствующего
зуба, второй электрод апекс локатора используется для измерения длины канала.
Челюсти закреплены к окрашенному штативу, выполненному из нержавеющей стали, он
имеет возможность регулирования раскрытия челюсти и искусственно созданной
ротовой полости.
Работа с данным тренажером обеспечивала использование высокотехнологичных
способов обработки корневых каналов и их пломбирования. Кроме того, отработка
навыков препарирования на различной группе зубов с последующим восстановлением
анатомической структуры. Возможность отработки различных клинических случаев
как на естественных, так и на искусственных зубах, а также монтирования
челюстей в фантом человеческой головы, что придает реалистичности работы врача
с пациентом.
Cтоматологический тренажер был подключен к апекслокатору при помощи созданной
электрической цепи из двух электродов
(Первый электрод - в 3D модели челюстей, второй - непосредственно в апекслокаторе).
При активной работе системы апекслокатор - 3D модели челюстей, сформирована
незамкнутая электрическая цепь.
Достигнув верхушки зуба файлом(инструментом),в котором находился
электрод-сформирована замкнутая цепь, выявлена точка падения сопротивления,
которая сопровождалась звуковым сигналом.
Технология апробирована и вычислены погрешности. Точность определения рабочей
длины канала в пределах 0,5 мм от апикального отверстия составила 75-93,4%.
Погрешность работы апекслокатора соответствовала нормативным стандартам и
позволила верно определить длину корневого канала в процессе эндодонтического
лечения.
Была разработана идея подключения стоматологического тренажера совокупно с
апекслокатором и эндомотором.
Апробация технологий происходила в полном объеме, далее проводилось
усовершенствование технической модели в виде стоматологический
треанжер-апекслокатор-эндомотор как единой системы.
Научно-техническая часть проекта II года выполнения НИР. Наименование работ:
«Разработка и усовершенствование стоматологического тренажера для лечения
корневых каналов зубов, апробация технологий.»
За основу создания тренажера был взят один из основных способов определения
рабочей длины, а именно, электрометрический метод, принцип работы которого
основан на выработке периодонтом электрического потенциала, отличного от
дентина, что позволяло автоматически определять рабочую длину корневого канала.
Проведено изучение и разбор возможного применения метода в создании
тренажера, который полностью соответствует условиям работы на практике,
совместно с апекслокатором.
Работа апекслокатора основана на постоянстве значений электрического
сопротивления тканей. Так как твердые ткани зуба обладают более высоким
сопротивлением, чем слизистая оболочка полости рта и ткани периодонта, то
электрическая цепь между электродами, размещенными на губе и в канале, остается
не замкнутой до момента достижения периодонтальной области.
На практике установлено, что использование апекслокатора в работе стоматолога
имеет несомненные достоинства: простота и удобство в работе, легкость обучения,
возможность работать более уверенно и грамотно, экономить рабочее время.
Наименования работ НИР (1 этап): «Усовершенствование стоматологического
тренажера. Запуск единой системы "тренажер - апекс локатор - эндомотор".»
В первой части второго года потребовалось провести исследование с
использованием апекслокатора, т.к. они давно применяются в клинической
эндодонтии, обеспечивают довольно высокую достоверность, но до сих пор
существует множество факторов, влияющих на их точность.
В работе по созданию тренажера был выбран компактный апекслокатор фирмы
Dentsply «Propex Pixi» , который позволяет производить измерения как в сухом
канале, так и в различных средах.
«Propex Pixi» автоматически определяет начало измерений, проверяет наличие
электрического контакта и проходимость канала. Имеется зеленый индикатор «0,5»,
указывающий на среднее положение файла между констрикцией и апикальным
отверстием.
При достижении апекса включается красный индикатор «0.0», а звуковые импульсы
переходят в постоянный тон. При выходе инструмента в периодонтальную область –
загорается изображение капли крови, раздаются частые короткие звуковые сигналы.
«Апробация технологий. Вычисление погрешностей в работе системы. Создание
фантома головы».
Cтоматологический тренажер был подключен к апекслокатору при помощи созданной
электрической цепи из двух электродов (Первый электрод-в 3D модели челюстей,
второй -непосредственно в апекслокаторе).
При активной работе системы апекслокатор - 3D модели челюстей, сформирована
незамкнутая электрическая цепь.
Достигнув верхушки зуба файлом (инструментом), в котором находился электрод
-сформирована замкнутая цепь, выявлена точка падения сопротивления, которая
сопровождалась звуковым сигналом.
Технология апробирована и вычислены погрешности. Точность определения рабочей
длины канала в пределах 0,5 мм от апикального отверстия составила 75-93,4%.
Погрешность работы апекслокатора соответствовала нормативным стандартам,
полученным в клиническом исследовании и позволила верно определить длину
корневого канала в процессе работы на тренажере.
Проведена интеграция в стоматологический тренажер для лечения корневых
каналов зубов прибора "Апекслокатор" и оценка точности измерений рабочей длины
корневых каналов апекслокатором «Propex Pixi».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения научно-исследовательской работы, создан
стоматологический тренажер для лечения корневых каналов зубов проведена
интеграция прибора "Апекслокатор". Для оценки точности измерений рабочей длины
корневых каналов апекслокатором «Propex Pixi», произведена клиническая работа с
пациентами, в результате проведено апробация и вычисление погрешностей в работе
стоматологического тренажера. Запущена система "Апекслокатор-Стоматологический
тренажер".
Проведена работа по получению патента Российской Федерации на полезную
модель.
Коммерциализуемость проекта в пределах России, сложно поддается расчёту из-за
недоступности информации об общем количестве студентов и врачей, проходящих
профессиональное обучение, а также центров повышения стоматологического
мастерства. Известно, что подготовкой стоматологов в стране занимается 51 высшее
учебное заведение и 8 институтов усовершенствования. На стоматологическом
факультете и кафедре стоматологии ФПК и ППС ГОУ ВПО КубГМУ в год проходит
обучение 900 человек. При средней стоимости эндодонтических фантомов требующихся
каждому проходящему обучение от 900 до 2 рублей и стоимости сменных фантомов
зубов от 1500 до 3000 рублей. Ожидаемый коммерческий эффект только в условиях
отдельно взятого учебного заведения способен уменьшить затраты более чем 10 раз.